Принципиальное устройство центробежного вентилятора
Содержание:
- Прямое соединение крыльчатки и двигателя
- Крышный радиальный вентилятор
- Соединение муфтовое
- Ременная передача шкив между подшипниками
- Ременная передача
- Вентилятор двухстороннего всасывания
- Двигатель с внешним ротором
Центробежный вентилятор или иначе радиальный – устройство для перемещения воздушных (газовых) потоков из одного помещения в другое, либо из помещения в окружающую среду с высоким (до 0,85) КПД. Используется в качестве вентиляционной либо очистной (очищение воздуха от пыли и вредных веществ, попадающих в воздух в производственных цехах) машины. Также может применяться для разряжения воздуха (газа) в помещении.
Воздух (газ) всасывается вращающейся крыльчаткой, на лопастях которой воздушные массы разделяются, нагнетаются в рабочую камеру, где и происходит их сжатие, далее сжатый воздух (газ) перегоняется под прямым углом в вентиляционные шахты или другое помещение. Объем воздуха (газа), перекачиваемого в единицу времени постоянен.
В общем случае радиальный вентилятор состоит из электродвигателя, спирального кожуха, в котором расположено колесо с лопастями и выхлопного патрубка. В самом корпусе, в боковой части имеется входное отверстие, через которое воздух втягивается вращающимися с большой скоростью лопастями. Существуют 9 основных вариантов конструктивных исполнений радиального вентилятора.
Прямое соединение крыльчатки и двигателя
Лопастное колесо закреплено без использования муфт и иных передач непосредственно на конце вала электродвигателя, расположенного горизонтально. Данное исполнение обеспечивает максимальную надежность, минимальный уровень шума и высокий КПД (отсутствуют потери мощностей на передачу). Недостатком конструкции являются ограничения по весу и габаритам устройства. Данный способ соединения двигателя с крыльчаткой возможен лишь в малогабаритных, легких вентиляторах. При совпадении частоты вращения двигателя с частотой вращения рабочего колеса данный тип соединения недопустим.
Крышный радиальный вентилятор
Крышные вентиляторы. Корпус вентилятора и крыльчатка устанавливаются горизонтально без элементов передачи, непосредственно на вал двигателя, расположенного вертикально над корпусом «улитки». Всасывающее отверстие находится снизу, выпускные патрубки по обеим сторонам от корпуса, их отверстия направлены вниз. Отличительной особенностью таких машин является проворачивание воздуха под углом в 1800. Устройство работает практически бесшумно, отличается простотой конструкции и обслуживания, показывает высокую эффективность. Устанавливается на крышах жилых и нежилых зданий для вентиляции помещений.
Соединение муфтовое
Крыльчатка соединена с валом электродвигателя посредством муфты. В современных устройствах муфта часто выполняется из износостойких эластичных материалов. Двигатель при этом располагается горизонтально, спиралевидный корпус – вертикально, входное отверстие сбоку, выпускной патрубок при установке соединяют с вентиляционной шахтой. Данная конструкция применяется при внушительных габаритах и весе рабочего колеса, а также при совпадении частот вращения двигателя и крыльчатки.
Ременная передача шкив между подшипниками
Импеллер соединен с двигателем посредством ременной передачи со шкивом, зафиксированным между подшипниками. Двигатель расположен горизонтально, спиралевидный корпус – вертикально. Недостатком такого исполнения являются сложности при замене ремня. При использовании плоских ремней, их приходится расшивать. При клиноременной передаче – демонтировать подшипник, расположенный с краю. Поэтому вентиляторы данной конструкции встречаются редко.
Ременная передача
Кожух расположен вертикально, двигатель горизонтально. Соединение ременное, приводной шкив имеет консольное расположение, позволяющее легко заменять ремень. Данная конструкция широко используется в производстве современных вентиляторов.
Вентилятор двухстороннего всасывания
Кожух расположен вертикально, двигатель горизонтально. Электродвигатель соединяется с колесом эластичной муфтой. В данном варианте подшипники расположены по обеим сторонам от крыльчатки. Данная конструкция отличается высокой жесткостью. Недостаток такой конструкции в расположении кронштейна подшипника. В случае присоединения воздуховода к входному отверстию, кронштейн подшипника оказывается внутри этого воздуховода, что делает его обслуживание неудобным, поэтому такие устройства используют, когда необходимо отбирать воздух непосредственно из помещения. Вентилятор двухстороннего всасывания с клиноременной передачей. Имеет аналогичную конструкцию и особенности, но электродвигатель соединен с крыльчаткой клиноременной передачей.
Двигатель с внешним ротором
Двигатель с внешним ротором на котором закреплена центробежная крыльчатка. Это наиболее прогрессивное исполнение. Такая конструкция имеет небольшие габариты, хорошее охлаждение двигателя так как двигатель находится в воздушном потоке. Немецкий концерн ebmpapst производит вентиляторы с внешним ротором.
Виды вентиляторов по типу и конструкции
Существует большое многообразие вентиляторов. Коротко о типах вентиляторов, условиям применения, способам монтажа.
Центробежные вентиляторы, устройство и принцип работы
Простыми словами о видах и устройстве центробежного вентилятора.
ЕС технология. Электронно коммутируемые вентиляторы
Что такое ЕС технология?